Завершающее 2020 год заседание Комиссии прошло в расширенном составе накануне Дня юриста, который будет отмечаться 3 декабря. Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко выразил пожелание, чтобы все поняли, что профессия адвоката «что-то значит для страны и заслуживает в чем-то особого отношения». Он предложил по итогам заседания подготовить документ, в котором обращалось бы внимание руководителей правоохранительных ведомств на проблему системных нарушений прав адвокатов.
В заседании приняли участие председатель АЮР Владимир Плигин, председатель Комиссии АЮР по адвокатуре, вице-президент ФПА РФ Владислав Гриб, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, вице-президенты ФПА РФ Светлана Володина, Генри Резник, Михаил Толчеев и Геннадий Шаров, президент АП Республики Дагестан Акиф Бейбутов, президент АП Ростовской области Григорий Джелаухов, президент АП Костромской области Николай Жаров, президент АП Республики Адыгея Алий Мамий, президент АП ХМАО Валерий Анисимов, член Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам Николай Кипнис. В обсуждении участвовали адвокат, председатель Общественного совета при МВД РФ Анатолий Кучерена и заместитель председателя Научно-консультативного совета ФПА РФ Михаил Федотов.
Председатель АЮР Владимир Плигин поздравил коллег от имени Ассоциации и сообщил, что 3 декабря будет проведено традиционное награждение лучших юристов страны.
Он отметил очень продуктивную работу ФПА РФ и Комиссии АЮР, прежде всего в тех ситуациях, которые касались нарушений прав адвокатов. «Мы участвовали в недопущении конфликтов, когда возникал вопрос, в частности, с защитой прав адвокатов», – сказал Владимир Плигин, назвав эту проблему крайне серьезной и нуждающейся в тщательном изучении, которое поможет обеспечить поддержку адвокатов.
АЮР, по словам Владимира Плигина, всегда старалась обеспечить нормальные отношения адвокатов с представителями других профессий. «Не всегда мы находим у них понимание, но эти задачи АЮР будет решать в ближайший год, хотя мои полномочия председателя завтра заканчиваются, но мое участие в этой работе продолжается», – заверил он.
* * *
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко поблагодарил Владимира Плигина и Владислава Гриба за то, что, несмотря на пандемию, удалось собрать заседание Комиссии АЮР, чтобы обсудить проблему, крайне важную не только для адвокатов, но и для всего российского общества.
Он отметил, что с адвокатами люди связывают надежду на защиту своих прав. Но профессиональные права самих адвокатов, предоставленные им Конституцией РФ, Законом об адвокатуре и другими федеральными законами, подвергаются серьезным угрозам – права адвокатов нередко нарушаются представителями государства. «Хотелось бы, чтобы все поняли, что наша профессия что-то значит для страны и заслуживает в чем-то особого отношения», – заявил президент ФПА РФ.
Юрий Пилипенко привел следующие цифры: за 16 лет, в течение которых ФПА РФ ведет статистический учет случаев нарушений прав адвокатов, было убито 50 адвокатов (большинство этих преступлений связано с профессиональной деятельностью, и значительная их часть не раскрыта), зафиксировано примерно 7 тысяч случаев вмешательства в деятельность адвокатов. При этом нередко им в грубой форме воспрепятствовали в исполнении их обязанностей. Президент ФПА РФ привел в качестве примера историю петербургского адвоката Лидии Голодович, которая пригласила свидетеля в гражданском деле в суд, а того не пустили в здание, так как он был в бриджах. Адвокат обратилась к председателю суда, но ее отказались принять и вызвали сотрудников Росгвардии, чтобы выдворить ее из приемной председателя суда. Против нее было возбуждено уголовное дело, направлено в суд, но, хотя прошло 12 заседаний, за это время не смогли допросить даже первого из якобы потерпевших. По мнению президента ФПА РФ, это яркий пример, характеризующий «отношение, в том числе судей, к нашим коллегам, которые представляют не свои интересы, а интересы граждан».
* * *
Вице-президент ФПА РФ Генри Резник в своем выступлении осветил эту «перманентно актуальную проблему», сообщив вначале позитивную новость. За последние десятилетия, по словам докладчика, практически удалось решить такие системные проблемы, как необоснованный вызов адвоката на допрос и обыски в адвокатских офисах, случаи которых каждый год исчислялись сотнями.
«Мы близки сейчас к полному разрешению этих проблем», – сообщил он, указав, что президентские поправки, внесенные в УПК РФ в 2017 г., препятствуют необоснованным вызовам адвокатов на допрос. Что касается обысков, то адвокаты с 2005 г. добивались приведения УПК РФ, допускавшего обыск без постановления суда, в соответствие с Законом об адвокатуре, запрещавшим такую практику. После обращения в Конституционный Суд РФ он «вынес очень интересное решение», установив, что приоритет УПК РФ не абсолютен, и в случаях, когда иной закон устанавливает более высокий уровень защиты прав человека, приоритетен именно он. Остается еще добиться, чтобы суды указывали перечень предметов, подлежащих выемке, указал Генри Резник.
Перейдя затем к «более проблемным вопросам», вице-президент ФПА РФ рассказал о случаях недопуска адвокатов в отделы полиции, где для проформы объявляли план «Крепость». После переговоров с руководством МВД представителям адвокатуры было обещано, что такого больше не случится, но как минимум один такой случай все же произошел – Марию Эйсмонт допустили в отдел полиции только тогда, когда практически всех задержанных уже отпустили.
Далее Генри Резник подробно остановился на «наиболее травмирующих случаях» привлечения адвокатов к уголовной ответственности за те действия, которые ранее никогда не становились поводом для уголовного преследования адвокатов. Прежде всего, речь идет о получении гонораров, которые кому-то кажутся завышенными, хотя соглашение были заключено в соответствии со всеми требованиями закона.
Адвокатская помощь уникальна, подчеркнул Генри Резник, оценить ее качество и пользу для клиента крайне сложно – порой один устный совет дорогого стоит. Он также заметил, что вмешательство в деятельность судьи криминализировано и влечет серьезное наказание, тогда как деятельность адвоката, пытающегося убедить суд в своей правоте, воспринимается чуть ли не как преступление, а его контакты с участниками процесса расцениваются как умысел повлиять на правоохранительные органы или суд.
«Самое печальное, когда адвокатов за осуществление своей функции просто избивают. Ничего подобного на моей памяти просто не было», – отметил вице-президент ФПА РФ, говоря о деле Дианы Ципиновой. Прекратить это дело никак не удается, несмотря на квалифицированные действия ее защитников во главе с советником ФПА РФ Нвером Гаспаряном. Генри Резник предложил руководству АЮР направить обращение в Следственный комитет РФ, чтобы обеспечить законность дальнейшего рассмотрения уголовного дела, возбужденного в отношении адвоката, а не тех, кто над ней издевался.
* * *
В дискуссию по теме основного доклада вступил Михаил Федотов, предложивший продолжить работу ФПА РФ с Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека для изменения процессуального законодательства и усиления ответственности за воспрепятствование правозащитной деятельности в широком ее смысле.
«За воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста наказание до шести лет лишения свободы, за воспрепятствование уполномоченного по правам человека – штраф до 2000 руб., а за воспрепятствование законной профессиональной деятельности адвоката наказания нет вовсе», – обратил внимание Михаил Федотов.
А председатель Общественного совета при МВД РФ, адвокат Анатолий Кучерена напомнил собравшимся о необходимости продолжать работу АЮР и ФПА РФ с руководителями правоохранительных органов.
Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик сказал, что он внимательно следит за деятельностью Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов и с уважением относится к ее попыткам воспрепятствовать незаконному давлению на адвокатов.
Он сосредоточил внимание на необходимости соблюдения адвокатской и нотариальной тайны и заявил о готовности нотариального сообщества поддержать предложения адвокатов, направленные на соблюдение их статуса спецсубъекта. Он сообщил, что работу нотариальных контор также часто дезорганизуют необоснованные обыски и выемки документов и печати, при этом статусом спецсубъекта нотариусы не наделены.
Участвуя в обсуждении поднятых проблем, вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев повторил предложение Генри Марковича, чтобы АЮР взяла на контроль дело Дианы Ципиновой. По его словам, проблема даже не в том, что нарушаются права адвоката, а в том, что ограничение конституционных прав граждан путем грубого физического воздействия на адвоката становится очень простым. Он назвал надуманными постоянно изменяющиеся доводы стороны, предъявляющей обвинения адвокату Диане Ципиновой, и напомнил о родственных отношениях следователя с полицейским, считающимся «потерпевшим по делу».
Вице-президент ФПА РФ Владислав Гриб пообещал подготовить от имени Комиссии справку о нарушениях прав адвокатов и направить за подписью председателя АЮР обращения в Генпрокуратуру РФ и СК РФ.
Вице-президент ФПА РФ Светлана Володина поставила перед адвокатами задачу научиться предотвращать подобные ситуации или решать такие проблемы процессуальными способами. Она попросила предоставить слово советнику ФПА РФ Ольге Шварц, которая рассказала о результатах опроса о нарушениях прав адвокатов. Она представила цифры, которые демонстрируют, какие именно государственные органы чаще всего допускают такие нарушения, кем обычно отклоняются жалобы адвокатов и где чаще всего даются бюрократические отписки.
Адвокат из Оренбурга Нонна Волосова коснулась нарушений прав адвоката, которые связаны с иными участниками правового поля (речь идет о риелторских и юридических фирмах, использующих в своих названиях адвокатские термины).
Отметив значимость темы, поднятой на данном совещании, президент АП Ханты-Мансийского автономного округа Валерий Анисимов предложил подготовить методические рекомендации, регулирующие действия представителя адвокатской палаты, который имеет право присутствовать при обыске в помещении адвоката, и организовать учебу таких представителей.
Завершая дискуссию, Юрий Пилипенко предложил подготовить по итогам заседания документ, в котором обращалось бы внимание руководителей правоохранительных ведомств на проблему системных нарушений прав адвокатов. Владимир Плигин поддержал эту инициативу и предложил подключить к подготовке такого письма экспертов ФПА РФ.
Константин Катанян