Депутаты Государственной Думы ФС РФ Николай Коломейцев и Юрий Синельщиков (оба представляют фракцию КПРФ) внесли 23 июня законопроект № 978064-7, допускающий совмещение полномочий депутата на непостоянной основе с адвокатской деятельностью. В Федеральной палате адвокатов положительно оценили законодательное предложение депутатов. Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров отметил, что «со стороны самих законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления существует запрос на наличие среди депутатов профессиональных юристов (в первую очередь, адвокатов). Этот запрос устойчивый, широкий с точки зрения охвата регионов и муниципалитетов, а также хорошо аргументированный. Он обусловлен, прежде всего, необходимостью наличия у части парламентариев не только высшего юридического образования, но и практического опыта работы в области правоприменения и защиты прав граждан».
Законопроект предполагает внесение изменений в подп. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Указанную норму предлагается изложить в следующей редакции: «1) избрание (назначение) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе, а также избрание (назначение) адвоката на такую должность на период работы на непостоянной основе, в случае подачи адвокатом заявления о приостановлении статуса адвоката в совет адвокатской палаты».
Авторы законопроекта считают, что в случае избрания (назначения) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе он должен приостановить статус. В то же время избрание (назначение) адвоката на такую должность на период работы на непостоянной основе влечет приостановление статуса лишь в случае подачи адвокатом заявления о таком приостановлении в совет адвокатской палаты.
Грамотных юристов не допускают в органы власти
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, в действующей редакции [1] ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержится правило о том, что статус адвоката приостанавливается в случае избрания (назначения) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления как на постоянной, так и непостоянной основе.
Авторы поправки полагают, что данное правило «фактически дискриминирует право адвокатов, избранных в орган власти на непостоянной основе, не разрешая им продолжать свою деятельность в одном из адвокатских образований и лишая их тем самым возможности иметь средства к существованию». Ведь из-за того, что лишь 10 процентов депутатов исполняют свои полномочия на постоянной основе, «участие адвокатов в компаниях по избранию на эти должности становится невозможным». А это приводит к недопущению в органы власти грамотных юристов.
Осуществление депутатом своих полномочий на непостоянной основе, продолжают авторы, предполагает возможность осуществления им иной оплачиваемой деятельности при условии соблюдения ограничений, установленных антикоррупционным и иным законодательством.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит запрета на совмещение депутатского статуса, при условии осуществления депутатских полномочий на непостоянной основе, с адвокатской деятельностью. В то же время в данном законе говорится о том, что депутат, осуществляющий полномочия на постоянной основе, не может участвовать в качестве защитника или представителя по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
В пояснительной записке приводится также ссылка на Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 г. № 29-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” в связи с жалобой гражданина О.В. Сухова». Суд установил, что «...не имеет разумного конституционно-правового обоснования лишение гражданина, избранного депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляющего депутатские полномочия на непостоянной основе, статуса адвоката только в силу самого факта замещения муниципальной должности и безотносительно к характеру исполняемой по данной должности публично-правовой функции».
Далее в Постановлении КС РФ отмечается, что органы местного самоуправления являются элементом системы публичной власти, их основное предназначение состоит в решении вопросов местного значения, чем, собственно, и занимается представительный орган муниципального образования.
Избрание депутатом не нарушает независимости адвоката
Приводится также цитата из мнения к этому Постановлению судьи КС РФ Николая Бондаря: «Во-первых, в принципиальном, конституционно-правовом плане исполнение адвокатом депутатских полномочий на непостоянной (непрофессиональной) основе не может рассматриваться как нарушение его профессиональной независимости: депутатские полномочия он осуществляет исключительно на общественных началах и, таким образом, здесь полностью отсутствуют пересекающиеся "профессионально-должностные" линии. Во-вторых, такое совмещение статусов не нарушает принцип равноправия адвокатов, имея в виду сам характер депутатских полномочий на муниципальном уровне; в их числе нет таких, которыми муниципальный депутат мог бы "прирастить" свой адвокатский статус, воспользоваться ими в своей профессионально-адвокатской деятельности».
Кроме того, как полагает Николай Бондарь, «все депутатские полномочия адвокат осуществляет как полномочный представитель населения и член представительного органа местного самоуправления. Причем на муниципальном уровне депутатский мандат имеет в своей основе императивный характер, он ориентирует депутата прежде всего на исполнение обязанностей во взаимоотношениях с избирателями. Статус же адвоката и возможности его реализации в принципиальном плане равны возможностям всех других членов адвокатского профессионального сообщества... При этом особо следует подчеркнуть, что сами по себе потенциальные возможности конфликтов интересов не могут (и не должны) выступать основанием для введения абсолютного запрета совмещения соответствующих статусов. В противном случае в основу такого регулирования была бы положена некая презумпция противоправности, недобросовестности соответствующего лица». Главная задача законодателя, вытекающая из Конституции Российской Федерации, утверждает судья КС РФ, – «не устанавливать запреты, ограничения, а вырабатывать эффективные механизмы взаимодействия адвокатуры и местного самоуправления, преодолевать возможные конфликты интересов при совмещении статуса адвоката с исполнением полномочий муниципального депутата на неосвобожденной основе».
Николай Коломейцев и Юрий Синельщиков считают, что предлагаемый ими законопроект позволяет решить указанные проблемы. Избрание адвоката депутатом всегда должно влечь приостановление его статуса, если он работает постоянной основе, однако в период работы на непостоянной основе приостановление возможно лишь в случае подачи адвокатом заявления о таком приостановлении в совет адвокатской палаты.
Позиция ФПА РФ
В Федеральной палате адвокатов положительно оценили законодательное предложение депутатов. Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров обратил внимание на то, что действующая редакция ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» исходит из необходимости приостановления статуса адвоката в случае избрания депутатом соответствующего органа публичной власти на период работы как на постоянной, так и на непостоянной основе. В связи с этим становится фактически невозможным совмещение работы в качестве депутата (даже на непостоянной основе) с самой возможностью осуществления адвокатской деятельности.
«Представляется, что такое регулирование не соответствует традициям более чем вековой истории взаимодействия российской адвокатуры и отечественного парламентаризма. Как известно, адвокаты с самого начала функционирования в России на общегосударственном уровне парламента входили в состав Государственной Думы дореволюционных созывов, – напомнил Геннадий Шаров. – Более того, со стороны самих законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления существует запрос на наличие среди депутатов профессиональных юристов (в первую очередь, адвокатов). Этот запрос устойчивый, широкий с точки зрения охвата регионов и муниципалитетов, а также хорошо аргументированный. Он обусловлен, прежде всего, необходимостью наличия у части парламентариев не только высшего юридического образования, но и практического опыта работы в области правоприменения и защиты прав граждан».
Вице-президент ФПА РФ также отметил, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 июля 2019 г. по делу в связи с жалобой гражданина О.В. Сухова не считал, что деятельность адвоката несовместима с осуществлением полномочий депутата на непостоянной основе и что, согласно правовой позиции КС РФ, «не имеет разумного конституционно-правового обоснования лишение гражданина, избранного депутатом и осуществляющего депутатские полномочия на непостоянной основе, статуса адвоката».
Геннадий Шаров выразил надежду, что предложенная депутатами поправка будет поддержана на всех уровнях.
Константин Катанян
[1] Такое правило вступило в силу 1 марта 2020 г. согласно Федеральному закону от 2 декабря 2019 г. № 400-ФЗ. До этого статус приостанавливался лишь в случае избрания адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе. – Прим. ред.