В «Адвокатской газете» опубликовано первое видеоинтервью в рамках нового спецпроекта, автор и ведущий которого – адвокат ПА Самарской области Дмитрий Тараборин. В беседе с первым вице-президентом ФПА РФ, президентом АП Санкт-Петербурга Евгением Семеняко (с 2003 по 2014 г. занимал пост президента ФПА РФ) речь идет о настоящем и будущем российской адвокатуры, о разделении полномочий между ФПА РФ и региональными адвокатскими палатами, об исключительном праве корпорации на допуск к профессии, о правах адвокатов и многих других вопросах, волнующих адвокатское сообщество.
Касаясь понятия «адвокатская вертикаль», Евгений Семеняко отметил, что адвокатура не является ни вертикальной, ни горизонтальной структурой. Она объединяет адвокатов в профессиональное сообщество на основе обязательного членства в региональных палатах, которые входят в Федеральную палату адвокатов РФ. И региональные палаты, и ФПА РФ имеют собственную компетенцию.
«“Вертикаль” противопоказана адвокатуре, так как здесь нет отношений власти и подчинения, а есть лишь разделение компетенций», – считает первый вице-президент ФПА РФ. При этом он поясняет, чем опасно чрезмерное «раздувание» полномочий как Федеральной палаты адвокатов, так и адвокатских палат субъектов РФ.
Евгений Семеняко рассказывает об истории становления ФПА РФ, завоевания ею авторитета. В беседе затрагиваются вопросы о возможности влияния Федеральной палаты адвокатов на деятельность региональных палат, о порядке обжалования дисциплинарных решений, и в частности о предложении наделить ФПА РФ полномочиями апелляционной инстанции по делам о прекращении статуса адвоката.
«Если вы не считаете решения органов адвокатского самоуправления обоснованными, тогда федеральный уровень рассмотрения дисциплинарного производства кажется совершенно излишним и надо сразу обращаться в суд. А если вы считаете возможным рассмотрение дела второй инстанцией внутри адвокатского сообщества, тогда совершенно излишней кажется судебная защита», – полагает Евгений Семеняко.
И хотя состояние судебной системы, как заметил интервьюируемый, не является предметом разговора, «атмосфера в адвокатуре во многом определяется состоянием судебной власти», поэтому независимому институту адвокатуры, для того чтобы он мог полностью выполнять свое предназначение, необходимо, чтобы суд также был независимым.
Евгений Семеняко размышляет и о том, как сделать, чтобы в адвокатское сообщество не попадали «случайные люди», выказывающие пренебрежение к своей профессии.
Интервьюер интересуется, может ли адвокат критиковать органы адвокатского самоуправления.
Их деятельность доступна для критики, говорит первый вице-президент ФПА РФ, но адвокаты не должны превращаться в «дурных прокуроров», забывающих о презумпции невиновности и необходимости доказывать свои утверждения. В таком случае это уже «не критика, а безудержная попытка представить в самом черном цвете руководство адвокатской палаты, пиар, замаскированный под борьбу за чистоту наших рядов», – уверен Евгений Семеняко.
Во второй части интервью собеседники обсудили попытки создания так называемой параллельной адвокатуры.
«Для одних это – просто шантаж, для других – очевидная глупость, – заметил Евгений Семеняко. – Есть немало людей, которые понимают, что разрушение правовой системы страны до основания является угрозой не только для практикующих адвокатов или судебной системы, но и для всей российской власти. Выдерни из системы один кирпич – и все здание начнет шататься».
Говоря о назначении президентом ФПА РФ Юрия Пилипенко, интервьюируемый сказал, что его кандидатуру он предложил в 2015 г. и впоследствии вновь поддержал в декабре 2018 г. Когда потребовалось максимально активизировать деятельность ФПА РФ, выйти на новые проблемы и сосредоточиться на их решении, это стало возможно именно благодаря заслугам Юрия Пилипенко, одной из которых стало повышение оплаты труда адвокатов по назначению. Действия, предпринятые для этого, являются как раз той формой защиты прав адвокатов, которая может осуществляться исключительной Федеральной палатой адвокатов, ее Советом.
В заключительной части интервью Евгений Семеняко ответил на ряд вопросов, связанных с порядком назначения адвокатов в процесс по заявкам уполномоченных органов с помощью автоматизированной системы, возможностью проведения адвокатами протестных акций, а также взаимоотношениями адвокатуры с судебной системой, которая лишена состязательности и имеет обвинительный уклон.
«Суд встал на сторону одного из участников судебного процесса. Это означает, что мы имеем дело с массовым нарушением Конституции и законодательства о судоустройстве, то есть с отказом от правосудия, – отметил первый вице-президент ФПА РФ. – Судебная власть так и не стала третьей властью. В 90-е годы торговля правосудием достигла фантастических масштабов, а затем судебная система превратилась в орган борьбы с преступностью, абсолютно подчиненный в большинстве случаев силовым ведомствам». И в таком суде адвокат оказывается, скорее, трагической фигурой, добавил Евгений Семеняко, рассказав о своем пятилетнем опыте работы судьей, когда довольно быстро понял, под каким прессом находятся современные российские судьи.