qr code
09.10.2017

Создана новая площадка для диалога

Объединение практикующих юристов России призвано способствовать объединению профессии

Лейтмотивом состоявшейся 6 октября в Октябрьском зале Дома союзов конференции «Судебное представительство в Российской Федерации» стала тема объединения практикующих юристов в рамках адвокатской корпорации как безальтернативный способ обеспечить гарантированное каждому Конституцией РФ право на получение квалифицированной юридической помощи.

Как уже сообщалось, организаторами мероприятия выступили Федеральная палата адвокатов РФ, Федеральный союз адвокатов, Гильдия российских адвокатов, Международная ассоциация русскоязычных адвокатов, Палата патентных поверенных, Объединение практикующих юристов России (ОПЮР) – общероссийская общественная организация, учрежденная в 2017 г. с целью укрепления престижа юридической профессии и развития единого рынка юридических услуг.

На конференцию собрались более 400 представителей различных юридических профессий, в том числе адвокаты, практикующие юристы без адвокатского статуса, нотариусы, патентные поверенные, ученые-правоведы. Приветствие ее участникам передала Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.

Основными спикерами выступили заместитель министра юстиции РФ Денис Новак, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, председатель Республиканской коллегии адвокатов Республики Беларусь Виктор Чайчиц, первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко, председатель комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб, президент Федерального союза адвокатов России Алексей Галоганов, заведующий кафедрой судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности РУДН, член Высшей квалификационной коллегии судей РФ Валерий Гребенников, президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев, президент региональной общественной организации «Союз криминалистов и криминологов» Игорь Мацкевич.

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, открывая мероприятие, пояснил, что оно посвящено обсуждению тех ключевых для юридического сообщества проблем, которые предполагается вынести на рассмотрение I Съезда ОПЮР, запланированного на весну 2018 г. Одна из самых серьезных – неурегулированность сферы оказания квалифицированной юридической помощи, влекущая целый комплекс взаимосвязанных проблем, среди которых на первом месте – недостаточная обеспеченность конституционного права граждан на получение такой помощи.

Эти проблемы в своих выступлениях затрагивали практически все выступавшие, констатируя, что в целом высокий качественный уровень юридической помощи может обеспечить только адвокатура. И в первую очередь речь шла о судебном представительстве, как о наиболее сложном и ответственном виде квалифицированной юридической помощи. Отмечалось, что в числе свободно практикующих юристов также немало высококвалифицированных профессионалов, но немало и лиц, деятельность которых приносит вред людям, имевшим неосторожность воспользоваться их услугами.

Недостаточный критерий

К лицам, ведущим юридическую практику вне адвокатуры, не предъявляются квалификационные и иные требования, установленные Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», – они не проходят специальную процедуру допуска в профессию, не обязаны повышать квалификацию, подчиняться единым профессиональным и этическим стандартам и нести ответственность за их нарушение. Иными словами, в их отношении не установлены законодательные требования, гарантирующие качество юридической помощи.

Среди них могут быть люди, даже не получившие юридического образования, психически нездоровые, имеющие неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Качество правовых услуг, которые они предоставляют, соответствует уровню их профессиональной подготовки и прочности их моральных устоев, с их стороны нередки и случаи откровенного мошенничества. Тем не менее такие лица допускаются в том числе и к судебному представительству.

В связи с этим на конференции упоминался, в частности, утвержденный для внесения в Государственную Думу ФС РФ постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 3 октября 2017 г. № 30 проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предлагается закрепить среди прочих поправок в ГПК РФ и АПК РФ положения о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование (исключение из этого правила должны составить поверенные, участвующие в деле наряду с представителем).

Участники конференции в целом одобрительно отозвались о предложении Верховного Суда РФ. Так, заместитель министра юстиции РФ Денис Новак назвал его первым шагом по повышению гарантий права на квалифицированную юридическую помощь.

Однако наличие диплома о высшем юридическом образовании, по мнению большинства выступавших, само по себе не может означать, что его обладатель имеет опыт и знания, достаточные для того, чтобы заниматься самым сложным видом квалифицированной юридической помощи – судебным представительством. К тому же, несмотря на проведение общественной аккредитации вузов, каждый год выпускается 150 тысяч юристов и общий уровень качества юридического образования пока оставляет желать много лучшего.

При обсуждении этого вопроса президент ФПА РФ Юрий Пилипенко выступил с важной инициативой. Он объявил, что будут созданы специальные институты для подготовки выпускников юридических вузов к судебному представительству. Одно из таких учебных заведений планируется образовать на базе Российской академии адвокатуры и нотариата, которую возглавляет президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев.

Необходимость перемен

Президент ФПА РФ привел некоторые статистические данные, характеризующие сферу оказания квалифицированной юридической помощи. Например, по состоянию на конец 2016 г. в России более 100 тысяч организаций ведут деятельность в области правовой помощи, из них 2/3 относятся к коммерческому сектору; 25 тысяч составляют адвокатские образования, 47 тысяч – юридические фирмы; 27 тысяч – индивидуальные предприниматели. В 2015 г. объем рынка юридических услуг составил 222 млрд рублей, судами было рассмотрено около 15 млн дел. (Приведены данные Института проблем правоприменения. – Прим. ред.)

«Цифры должны стать основанием для государственного подхода: необходимо урегулировать сферу оказания профессиональной юридической помощи», – подчеркнул Юрий Пилипенко.

Подготовка концепции

Заместитель министра юстиции РФ Денис Новак сообщил, что подготовка концепции регулирования сферы оказания квалифицированной юридической помощи входит в завершающую стадию. По его словам, в ходе ее обсуждения, которое было очень сложным, стороны дискуссии, возникшей относительно выстраивания единых правил на рынке юридических услуг, – адвокатура и юридический бизнес поняли, что должны учитывать интересы друг друга.

Первым этапом на пути к их объединению в общую профессиональную корпорацию, сказал он, должна быть модернизация адвокатуры, включающая совершенствование организационно-правовой формы осуществления адвокатской деятельности, необходимое для ведения практики в соответствии с современными стандартами юридических фирм (в том числе изменение режима налогообложения, создание возможностей работы адвоката по трудовому договору и заключения договора об оказании юридической помощи с юридическим лицом). Затем последует этап работы по привлечению свободно практикующих юристов в адвокатскую корпорацию.

Главной задачей создателей концепции Денис Новак назвал «выстраивание такого режима, который обеспечит не только комфортное вхождение в профессию, но и соблюдение в дальнейшем высоких стандартов деятельности, в том числе стандарта качества юридической помощи и стандарта повышения квалификации».

Зарубежный опыт

Председатель Республиканской коллегии адвокатов Республики Беларусь Виктор Чайчиц рассказал об объединении юридической профессии в своей стране, сообщив, что этот процесс занял примерно семь лет. Вначале была установлена адвокатская монополия в уголовном судопроизводстве, затем – в других видах судопроизводства. При этом вступление в адвокатуру юристов, которые вели практику на основании лицензий, выданных Минюстом, было добровольным.

При переходе в адвокатуру юристы, имевшие практику по хозяйственному праву, могли остаться собственниками учрежденных ими компаний, которые получали статус адвокатских образований. Это сыграло важную роль при принятии ими решения о вступлении в адвокатскую корпорацию. Немаловажным стимулирующим фактором стала и возможность заключать соглашение об оказании юридической помощи от имени юридического лица, что позволяет в рамках адвокатского образования организовать работу так же, как в современной юридической фирме, где одного клиента обслуживают 10–15 человек.

Белорусские юристы-хозяйственники, сказал Виктор Чайчиц, быстро оценили преимущества, которые дает адвокатский статус, и о своем решении вступить в адвокатуру не жалеют. «Я очень надеюсь, что у вас произойдет такое же объединение, и убежден, что никто из юристов об этом не пожалеет», – сказал Виктор Чайчиц.

Его поддержал заведующий кафедрой судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности РУДН, член Высшей квалификационной коллегии судей РФ Валерий Гребенников: «Уверен, что все сидящие в этом зале придут к убеждению, что адвокат – это защитник прав, подлинный профессионал и приобретение адвокатского статуса – это реализация профессиональной мечты».

Российские реалии

«Мы давно живем в ожидании исторических свершений в сфере оказания юридической помощи, а они все откладываются», – заметил первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко. Он выразил надежду, что обсуждение вопросов, связанных с объединением профессии и рынка юридических услуг, на площадке ОПЮР стимулирует этот процесс. Согласованную концепцию объединения, сказал он, удалось выработать во многом благодаря тому, что в позициях сторон дискуссии много общего. «Хотелось бы пожелать, в том числе и Минюсту России, чтобы темпы реформирования сферы оказания квалифицированной юридической помощи были максимально ускорены».

При этом Евгений Васильевич подчеркнул высокое качество законодательного акта, на основе которого действует российская адвокатура: при разработке проекта модельного закона об адвокатуре для стран СНГ готовившая его группа экспертов восприняла все ключевые положения Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров напомнил, что инициативу подготовки реформы проявил Минюст России около девяти лет назад, и тогда же руководством министерства была высказана мысль о необходимости модернизации адвокатуры. С тех пор состав руководящих органов корпорации изменился на три четверти, произошел ряд других изменений.

Например, усовершенствован Кодекс профессиональной этики адвоката, создана и активно работает Комиссия ФПА РФ по этике и стандартам, развивается система повышения квалификации (регулярно проводятся вебинары, очно-дистанционные курсы, на федеральном и региональном уровнях действуют центры повышения квалификации, разрабатывается Стандарт повышения квалификации, VIII Всероссийским съездом адвокатов принят Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве.

Наконец, ни одна другая корпорация, кроме адвокатуры, не обладает такой высокой способностью к самоочищению: ежегодно лишаются статуса в среднем около 500 адвокатов (притом что общая численность корпорации не превышает 80 тысяч человек).

Тем не менее, по словам Геннадия Шарова, для проведения реформы Минюст России до сих пор не предпринял ни одного реального шага.

Разговор о практических мерах, необходимых для объединения профессии, продолжил член Совета ФПА РФ, управляющий партнер ART DE LEX Дмитрий Магоня, который вступил в корпорацию сравнительно недавно, имея многолетний опыт очень успешной практики вне адвокатуры. Он отметил, что в последние два-три года Федеральная палата адвокатов РФ сделала очень много для налаживания открытого и содержательного диалога с неадвокатской частью юридического сообщества.

Но для объединения должны быть устранены проблемы в регулировании, в частности установленные Законом об адвокатуре правила, согласно которым адвокатские образования могут создаваться только адвокатами со стажем свыше пяти лет, а также отсутствие формы адвокатского образования, подходящей для коллективной работы по юридическому консультированию. «Поэтому, если мы говорим не о новичках, которые только что окончили вузы, а о слаженных коллективах, сейчас они не могут войти в адвокатуру», – заметил Дмитрий Магоня.

Касаясь вопроса о развитии адвокатуры, необходимом для объединения профессии, президент Гильдии российских адвокатов, ректор Российской академии адвокатуры и нотариата Гасан Мирзоев остановился, в частности, на проблемах профессиональной подготовки будущих адвокатов. Он высказался за совершенствование института стажеров, в том числе за наделение их ограниченным правом судебного представительства. По мнению Гасана Мирзоева, это можно осуществить при условии, что выпускники юридических вузов, принимаемые в качестве стажеров, будут проходить соответствующую подготовку в специально созданных учебных заведениях.

Идею привлекать к судебному представительству молодежь, обучая дипломированных юристов на базе Российской академии адвокатуры и нотариата, прокомментировал председатель Совета молодых адвокатов АП Воронежской области Евгений Панин. Он рассказал, что такая система уже действует в Женеве: выпускник юридического факультета обучается в Школе адвокатуры, сдает сложный экзамен, после этого проходит двухлетнюю стажировку, а затем сдает еще один экзамен, чтобы вступить в адвокатуру. «Только таким способом можно добиться, чтобы в адвокатуру попадали те, кто действительно любит свою профессию и верен ей», – полагает молодой адвокат.

Межинституциональное взаимодействие

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб, напомнив о том, что из всех действующих в России организаций только адвокатура является институтом гражданского общества в силу прямого указания закона, подчеркнул необходимость усиления ее роли в этом качестве. В настоящее время адвокаты являются членами Общественной палаты РФ и региональных общественных палат, входят в общественные и научно-консультативные советы при государственных органах федерального и регионального уровня. Подобную деятельность необходимо расширять и развивать, адвокатура должна активно сотрудничать со всеми институтами, деятельность которых связана с защитой прав и свобод.

Эта мысль прозвучала также во многих других выступлениях. Например, ответственный администратор Арбитражного центра при АНО «Институт современного арбитража» Андрей Горленко рассказал о взаимодействии институтов адвокатуры и третейского разбирательства. Директор Центра медиации и права Цисана Шамликашвили выразила надежду на укрепление взаимодействия между медиативным сообществом и практикующими юристами, необходимого для повышения правовой защищенности граждан и организаций.

Все участники конференции были едины во мнении, что ОПЮР станет той площадкой, благодаря которой диалог между представителями разных ветвей юридической профессии приведет к реальным практическим результатам и сфера оказания квалифицированной юридической помощи будет упорядочена в соответствии с конституционными принципами.


Источник: ФПА РФ

Адвокатам

Учеба адвокатов, стажеров, помощников. Участие в бесплатной юридической помощи..


Перейти »

Претендентам

Памятка претенденту. Предоставляемые документы. Перечень вопросов..


Перейти »

Гражданам

Бесплатная юридическая помощь. Порядок обжалования действия (бездействия) адвокатов..


Перейти »