Дискуссия на тему «Художественный образ адвоката как двигатель развития профессии: почему адвокат так и не стал героем нашего времени» прошла в рамках VII Петербургского международного юридического форума не только живо и интересно, но и с налетом сенсации. Участники сессии узнали, что в ближайшее время будет снят художественный сериал о знаменитом адвокате Фёдоре Плевако.
Главную роль в фильме, режиссером которого станет Алексей Учитель, сыграет актер Владимир Машков. Актер и режиссер приняли участие в дискуссионной сессии ПМЮФ, где за одним столом собрались уважаемые представители юридической профессии и деятели культуры. Модераторы – статс-секретарь ФПА РФ Константин Добрынин и журналист Антон Кузнецов-Красовский – предложили провести «провокационный спор» на тему: почему существует дореволюционный образ российского адвоката, а современного образа нет? Почему героем американских фильмов стал адвокат – честный или не очень, защищающий дьявола или невинного подростка, а в России – полицейский? Чья в этом вина: художников или чиновников, навязавших обществу свою точку зрения? Наконец, виноваты ли сами адвокаты в том, что они пока не стали героями нашего времени?
На вопросы модераторов первым начал отвечать научный руководитель факультета права НИУ «Высшая школа экономики» Антон Иванов. Он отметил, что дореволюционный образ адвоката был очень достойным, что было объективным явлением. Советская власть изменила эту практику, «адвокатов задвинули в определенную нишу и стали формировать к ним негативное отношение». Причиной этому, как отмечалось в ходе дискуссии, стала идеологизация образа преступника, который стал чуть ли не главным героем культурного пласта начала 90-х гг. ХХ в. Мастерство адвоката в этот период нашей истории также замалчивалось. Поэтому стать героем своего времени он просто не имел возможности.
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко заметил, что «герой – это мифическое существо». До революции не было кинотеатров в торговых центрах, поэтому «публика ходила в суды, чтобы послушать наших предшественников». В советское время адвокаты не были героями. А сейчас они не могут претендовать на роль героя, так как она занята.
Российский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России Алексей Учитель признался, что он недавно начал снимать сериал о Фёдоре Плевако.
«Мы только в начале пути, – сказал он. – Но сериал такой сегодня нужен. Плевако интересен тем, что это – человек, который не вписывается ни в какие рамки». Режиссер сообщил, что в работе над этим сериалом он использовал не только документальные материалы, но и современную судебную практику. Рассказывая об адвокатах нашего времени, работу которых ему довелось наблюдать, режиссер заметил: «Есть потрясающие молодые ребята, которые сумели доказать, что адвокат может преодолеть преграды, казавшиеся непреодолимыми».
«Адвокат – это и режиссер, и актер одновременно. Он должен владеть техникой речи, сценическим мастерством, импровизировать, знать свою мизансцену», – считает А. Учитель, предполагающий, что сериал о Плевако может не просто создать положительный образ адвоката («Плевако очень разный и потому интересный»), но и изменить отношение зрителей к этой профессии.
Российский актер и режиссер театра и кино, народный артист РФ Владимир Машков признался, что для создания образа известного адвоката он изучал не только исторические материалы о Плевако, но и работу Генри Резника, чтобы получить «совершенство в мелочах».
«Каких-то 150 лет назад в Москве было четыре чуда света: Кремль, Царь-Пушка, Собор Василия Блаженного и Фёдор Плевако – невероятная фигура, которая может стать предметом исследования», – заявил Машков. По его образному выражению, настоящие адвокаты подселяют в себя душу подзащитного, чтобы успешно защитить своего доверителя.
«Фильм, в котором играет Машков, просто обречен на удачу. Мы с интересом будем ждать выхода этого фильма», – резюмировал вице-президент ФПА РФ Генри Резник и пожелал успеха создателям сериала. Чуть позже, выступая по теме дискуссии, он признался, что «мы проиграли пиар-кампанию государству». «Мы проиграли сражение, но не проиграли войну», – добавил Константин Добрынин.
Дискуссия продолжалась довольно долго, но интерес к ней не ослабевал. Напротив, в нее постепенно вовлекались новые участники.
Писатель и журналист Андрей Константинов, создавший художественный образ «Бандитского Петербурга», рассказал об адвокатах, фигурирующих в созданном им сценарии. Сейчас, по его словам, доминируют или исторические картины, или какие-то вневременные фильмы, в которые трудно поверить и которые не вызывают сильных эмоций. И положительный образ адвоката там вряд ли может появиться.
Председатель Федеральной комиссии по назначениям судей Флориды, основатель юридической фирмы Coffey Burlington Кендалл Коффи вспомнил об адвокатах, которые были героями американского кино. Но в то же время ходили и многочисленные анекдоты о юристах, чьи услуги стоили слишком дорого.
Чтобы создать позитивный образ адвоката, нужно снимать фильмы о людях, которых защищают адвокаты, об историях, которые никого не оставят равнодушными. Пожалуй, это был единственный тезис, не вызвавший возражений в зале.
В заключение Алексей Учитель предложил провести конкурс среди адвокатов. «Присылайте нам самое интересное дело» и мы сможем использовать этот сюжет в фильме, чтобы еще больше приблизить его к нашей действительности.