11 февраля Президент РФ внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который направлен на создание дополнительных гарантий независимости адвокатов при оказании юридической помощи в уголовном судопроизводстве.
Так, оговаривается, что адвокат "обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в уголовное дело, а не с момента его допуска".
Снять ограничения на участие в защите
В частности, в статье 49 ("Защитник"), где указывается, что "в качестве защитников допускаются адвокаты", предлагается заменить слово "допускаются" на "участвуют". Это направлено на устранение "формальных препятствий для вступления адвоката в уголовное дело и исключение практики использования разрешительного порядка его допуска к участию в деле", отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Также оговаривается, что адвокат "обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в уголовное дело, а не с момента его допуска".
"Предлагаемый подход согласуется с правовой позицией Конституционного суда РФ, указавшего, что закон не предполагает никакого разрешения следователя на этот счет, что одно только предъявление удостоверения адвоката и ордера, подтверждающего заключенное с ним соглашение о защите, является безусловно достаточным для реализации полномочий защитника и что иное противоречило бы принципу состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты", - подчеркивается в сопроводительных материалах.
Еще одна новация исключает возможность привлечения в качестве свидетелей по делу адвокатов, которые обладают свидетельским иммунитетом и не подлежат допросу в соответствии с нормой УПК, запрещающей допрос адвокатов как свидетелей по обстоятельствам, которые стали им известны "в связи с оказанием юридической помощи". Исключением станут лишь случаи, когда "о допросе в качестве свидетеля ходатайствует сам адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого с согласия и в интересах подозреваемого, обвиняемого", оговаривается в проекте закона.
Кроме того, предлагается отдельно прописать, что "защитнику не может быть отказано в участии в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо по ходатайству самого подозреваемого или обвиняемого". Сейчас УПК предусматривает, что защитнику не может быть отказано "в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых он ходатайствует, имеют значение для данного уголовного дела". Также в случае принятия поправок адвокатам не смогут отказать "в приобщении к материалам уголовного дела доказательств, в том числе заключений специалистов, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела и подтверждаются этими доказательствами".
Президент также предлагает новую редакцию статьи 161 УПК с целью конкретизации правил сохранения тайны следствия.
Правила обыска и осмотра
Также в кодекс предполагается ввести отдельную статью (450'1), описывающую особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката.
В частности, согласно законопроекту, такие действия "производятся только после возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния". Делаться это может "на основании постановления судьи о разрешении производства обыска, осмотра и (или) выемки и в присутствии обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну, члена совета адвокатской палаты субъекта РФ, на территории которого производятся указанные следственные действия, или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты".
В постановлении о разрешении обыска, осмотра или выемки в отношении адвоката должны быть указаны конкретные отыскиваемые объекты, изъятие других объектов не допускается, запрещается изъятие всего производства адвоката по делам его доверителей, а также "фотографирование, киносъемка, видеозапись и иная фиксация материалов указанного производства". Такие меры, указывается в пояснительной записке, направлены на обеспечение "конфиденциальности отношений адвоката и его поручителя", которая является "необходимым условием реализации права каждого на получение квалифицированной юридической помощи".
Прописывается, что до возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого и вынесения судьей постановления о разрешении производства следственного действия "осмотр жилых и служебных помещений, используемых для осуществления адвокатской деятельности, может быть произведен только в случае, когда в указанных помещениях обнаружены признаки совершения преступления". "В таком случае осмотр места происшествия без участия члена совета адвокатской палаты субъекта РФ … или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты, допускается только при невозможности обеспечения его участия", - уточняется в проекте закона.