26 июня 2024 г. в Адвокатскую палату Республики Дагестан поступило заявление адвоката Султанова Магомеда Замановича (реестровый номер в Реестре адвокатов РД 05/398) о неправомерных действиях сотрудников отдела полиции по Советскому району г. Махачкалы по недопуску адвоката к своему подзащитному.
В частности, в заявлении указывается, что 25 июня 2024 г. адвокат Султанов М.З., осуществляющий по соглашению защиту по делу об административном правонарушении гражданина Омарова И.М., явился в отдел полиции по Советскому району г. Махачкалы для выполнения своих профессиональных обязанностей. На проходной отдела полиции, адвокат предъявил удостоверение адвоката и попросил пропустить в дежурную часть для получения информации о задержании подзащитного. Сотрудник КПП отдела отказался пропустить адвоката в дежурную часть. После ожидания более получаса, к адвокату вышел сотрудник дежурной службы по имени Али, который сообщил, что без разрешения начальника отдела полиции выполнить законные требования адвоката отказался и попросил адвоката явиться через некоторое время. Когда адвокат подошел к зданию отдела через полтора часа, на телефонные звонки дежурная часть не отвечала, сотрудник КПП отказался допустить адвоката в дежурную часть отдела полиции без объяснения причин, объяснив только о том, что начальник отдела полиции приказал никого не пропускать к этому задержанному.
По данному факту Президент АП РД, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Акиф Бейбутов обратился к Прокурору РД Эпп В.И. и Министру внутренних дел по РД Магомедову А.М. с просьбой рассмотреть данное обращение, проверить законность действий сотрудников отдела полиции по Советскому району г. Махачкалы требованиям законодательства РФ и принять меры по недопущению впредь нарушений профессиональных прав адвокатов на осуществление квалифицированной юридической помощи.
В своем обращении Акиф Бейбутов указал, что недопуск адвоката в отдел полиции для осуществления своих профессиональных обязанностей является незаконным действием сотрудников полиции, так как в соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый (подозреваемый) в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Право адвоката беспрепятственно встречаться с подзащитным наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность, без ограничения числа свиданий и их продолжительности также закреплено в п.5 ч.3 ст.6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Любое вмешательство в профессиональную деятельность адвоката либо воспрепятствование ей, ограничение профессиональных прав адвоката, предоставленных всем объемом действующего российского законодательства, расценивается как нарушение профессиональных прав адвоката.
Ни одно из положений КоАП РФ не предусматривает возможности ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не только самому пользоваться предусмотренными указанным Кодексом правами, но и прибегнуть к юридической помощи защитника, т.к. согласно п. 3 ст. 2 Закона об адвокатуре адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ.
Конституционным Судом РФ неоднократно было разъяснено, что положения законодательства предоставляют право явившемуся адвокату – защитнику того лица, в отношении которого производятся процессуальные действия, в данном случае направленные на привлечение к административной ответственности (опрос, составление протокола о совершении им административного правонарушения), присутствовать при проведении данных действий, а на должностное лицо, производящее указанное действие, возлагают обязанность обеспечить безусловную возможность осуществления этого права, в данном случае – путем допуска явившегося защитника.
Кроме того, обязанность обеспечить безусловную возможность осуществления права на защиту возложена законом и должностными инструкциями на лиц, осуществляющих руководство органом дознания, в том числе и лицами, составлявшими протоколы об административных правонарушениях, в данном случае на начальника отдела полиции по Советскому району г. Махачкалы.