qr code
17.01.2017

Обращение Президента АП РД А.И. Бейбутова по фактам нарушения профессиональных прав адвокатов

Обращение Президента АП РД А.И. Бейбутова в адрес Начальника УФСИН РФ по РД Даххаева М.М.

13 января 2017 г. Президент Адвокатской палаты Республики Дагестан обратился к Начальнику УФСИН РФ по РД Даххаеву М.М. с обращением о недопущении нарушений профессиональных и процессуальных прав адвокатов в следственных изоляторах республики.

В своем обращении Президент АП РД А. Бейбутов указал, что в последнее время в Адвокатскую палату РД поступают обращения адвокатов относительно нарушений их прав по осуществлению квалифицированной юридической помощи своим подзащитным, содержащимся в СИЗО-1 г. Махачкалы и в других следственных изоляторах республики.

В частности, 18.11.16 г. в АП РД поступило обращение адвоката Магомедовой Сапият Ахмедовны о том, что с 05.10.16 г. ею заключено соглашение на защиту интересов Газиева Ш.М. 11 октября 2016 г. она обратилась в СИЗО-1 г. Махачкалы о выдаче на свидание своего подзащитного Газиева Ш.М. При этом ею предъявлены в отдел спецчасти заверенную копию ордера на защиту интересов Газиева Ш.М. и удостоверение адвоката. Однако сотрудник отдела специального учета Магомедова П.Г. отказалась выдавать ей свидание с Газиевым Ш.М. ссылаясь на то, что она должна принести от следователя, в производстве которого находится уголовное дело, уведомление о допуске адвоката к уголовному делу в качестве защитника Газиева Ш.М. На ее возражения по поводу незаконности действий сотрудников спецчасти СИЗО-1 относительно допуска адвоката к своему подзащитному, сотрудник спецчасти сообщила, что у нее имеется указания начальства о том, что без разрешения следователя не выдавать подследственных адвокатам. При этом она сослалась на какое-то решение московского городского суда. В связи с этим, адвокат была вынуждена была пойти к следователю и предоставить в СИЗО-1 г. Махачкалы вышеуказанное уведомление о допуске адвоката.

Помимо этого, по аналогичным фактам в АП РД обратились и другие адвокаты.

Все указанные факты являются грубейшими нарушениями требований норм УПК РФ, федерального законодательства и требований ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 25 октября 2001 года № 14-П и Определении от 25 октября 2016 г. № 2358-О установил, что  уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации определяет защитника как лицо, осуществляющее в предусмотренном данным Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (часть первая статьи 49), регулирует порядок приглашения, назначения и замены защитника, а также отказа от защитника (статьи 50 и 52), закрепляет основания, исключающие участие защитника в производстве по уголовному делу (статья 72), и устанавливает, что адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера (часть четвертая статьи 49). Вступив в уголовное дело в качестве защитника путем предъявления удостоверения адвоката и ордера на исполнение поручения, выданного соответствующим адвокатским образованием (части третья и четвертая статьи 49 УПК Российской Федерации), адвокат наделяется соответствующими процессуальными полномочиями, предусмотренными статьей 53 УПК Российской Федерации, к числу которых относится и право иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания в соответствии с пунктом 3 части четвертой статьи 46 и пунктом 9 части четвертой статьи 47 данного Кодекса (пункт 1 части первой), являющееся важным условием реализации иных прав, гарантированных уголовно-процессуальным законом названным участникам уголовного судопроизводства. В силу закрепленных в статьях 11 и 16 УПК Российской Федерации принципов охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве и обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту должностное лицо или орган, ведущие производство по уголовному делу, обязаны не только разъяснить участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность, но и обеспечить возможность осуществления этих прав, в том числе применительно к подозреваемому и обвиняемому – их права на защиту лично либо с помощью защитника. Следовательно, вступление адвоката в уголовное дело в качестве защитника влечет возникновение корреспондирующей гарантированному ему пунктом 1 части первой статьи 53 данного Кодекса праву обязанности следователя обеспечить реализацию права на свидания с доверителем, выполнение которой не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий, включая предъявление следователю или администрации места содержания под стражей иных документов, нежели предусмотренных частью четвертой статьи 49 данного Кодекса и статьей 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Положения статей 49 и 53 УПК Российской Федерации не должны служить основанием для лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, принимать правоприменительные акты, разрешающие защитнику участвовать в деле; не должны они рассматриваться и как основание для введения разрешительного порядка реализации права адвоката иметь свидания с подозреваемым или обвиняемым, содержащимся под стражей (определения от 22 апреля 2010 года № 596-О-О и от 23 июня 2016 года № 1432-О).

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регулируя порядок и определяя условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законом задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (статья 1), устанавливает, что содержание таких лиц под стражей осуществляется в целях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом (статья 3); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, выполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, выполнение задач уголовного судопроизводства; обеспечение режима возлагается на администрацию и сотрудников мест содержания под стражей, которые несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15). Одним из элементов указанного режима является закрепленный частью первой статьи 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» порядок предоставления подозреваемым и обвиняемым свиданий с защитником – наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом (часть четвертая статьи 92 УПК Российской Федерации); свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера; истребование у адвоката иных документов запрещается.

Предоставление в порядке части первой статьи 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемому или обвиняемому, содержащемуся под стражей, свидания с адвокатом, вступившим в уголовное дело в качестве защитника, предполагает, что администрация следственного изолятора как орган, ответственный за соблюдение режима, располагает сведениями о приобретении адвокатом данного процессуального статуса в конкретном деле. Наличие таких сведений у администрации следственного изолятора обеспечивается ее отношениями со следователем, которые по своему характеру не относятся к уголовно-процессуальным и в которые не могут вовлекаться иные участники уголовного судопроизводства, в том числе со стороны защиты. Тем более такие отношения не должны влечь возложение на иных участников уголовного судопроизводства каких-либо обременений, дополняющих процедуру вступления адвоката в уголовное дело в качестве защитника. При этом решение администрации места содержания под стражей об отказе в доступе адвоката (защитника) в место содержания под стражей, а равно отказе в продолжении его свидания с подозреваемым или обвиняемым должно быть обосновано установлением конкретных, указанных в законе 7 обстоятельств и не может быть обусловлено лишь отсутствием сведений о наделении адвоката статусом защитника по уголовному делу, не представленных своевременно следователем администрации следственного изолятора. Иное истолкование названных норм расходилось бы с их аутентичным смыслом, противоречило бы правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о вступлении адвоката в уголовное дело в качестве защитника, лишало бы подозреваемого и обвиняемого возможности своевременно получить квалифицированную юридическую помощь, а адвоката (защитника) – возможности выполнить свои профессиональные и процессуальные обязанности, чем приводило бы к нарушению статьи 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 46, 49 (части 1 и 2), 50 (часть 2) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В своем обращении Президент АП РД попросил Начальника УФСИН РФ по РД разобраться и принять меры по недопущению, во всех следственных изоляторах, расположенных на территории Республики Дагестан, нарушений прав и интересов адвокатов по выполнению своих профессиональных и процессуальных прав. О принятых мерах попросил проинформировать Адвокатскую палату РД.


Адвокатам

Учеба адвокатов, стажеров, помощников. Участие в бесплатной юридической помощи..


Перейти »

Претендентам

Памятка претенденту. Предоставляемые документы. Перечень вопросов..


Перейти »

Гражданам

Бесплатная юридическая помощь. Порядок обжалования действия (бездействия) адвокатов..


Перейти »