Документы утверждены приказами Минюста России от 21 марта 2024 г. № 74,75, 76. Как пояснил вице-президент ФПА РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин, изменения, внесенные приказами № 74 и № 75, касаются форм статистической отчетности по вопросам БЮП. Они незначительны по объему и содержанию и использование новых форм отчетности не вызовет затруднений у региональных адвокатских палат, в которых государственные юридические бюро не созданы либо участвуют в оказании БЮП совместно с адвокатами. В то же время отчетность адвоката перед адвокатской палатой (приложение № 2 к приказу № 75) и адвокатской палаты – перед уполномоченным органом субъекта (приложение № 3 к приказу № 75), по мнению Олега Баулина, представляется избыточной. Это связано с тем, что отношения адвокатов и адвокатских палат с органами субъектов РФ охватываются иной отчетностью, связанной с проверкой каждого факта оказания БЮП, поэтому необходимость представления в те же органы статистической отчетности вызывает определенные сомнения.
2 апреля 2024 г. вступили в силу приказы Минюста России, которыми утверждены новая форма соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы БЮП, между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и адвокатской палатой субъекта РФ; форма отчета адвоката об оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы БЮП; форма сводного отчета адвокатской палаты субъекта РФ об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы БЮП.
Также с указанной даты вводится в действие форма соглашения о взаимодействии в сфере оказания бесплатной юридической помощи между государственным юридическим бюро и адвокатской палатой субъекта РФ. В новой редакции начнет применяться форма отчета (мониторинга) деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения.
В комментарии пресс-службе ФПА РФ вице-президент ФПА РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин пояснил, что приказы Минюста России от 21 марта 2024 г. № 74 и № 75 касаются форм статистической отчетности по вопросам бесплатной юридической помощи. В частности, приказ Минюста России № 43 от 23 марта 2023 г., равно как и внесенные в него приказом от 21 марта 2024 г. № 74 изменения, определяют единую форму статистической отчетности, подлежащей представлению в том числе и адвокатскими палатами в территориальный орган юстиции. По словам Олега Баулина, сами по себе изменения незначительны по объему и содержанию и дополняют отчетность категориями граждан, которые получили право на получение бесплатной юридической помощи в связи с изменениями, внесенными в Федеральной закон о БЮП в 2024 г.
Вице-президент ФПА РФ отметил, что аналогично и формы отчетности, а также форма соглашения по вопросам БЮП между уполномоченным органом субъекта и адвокатской палатой, утвержденные приказом № 75, мало чем отличаются от утвержденных ранее приказом № 206 от 12 ноября 2012 г. (с последующими изменениями). По этой причине исполнение приказов Минюста России, и использование новых форм отчетности не вызовет больших сложностей у адвокатских палат субъектов РФ, в которых государственные юридические бюро не созданы либо участвуют в оказании БЮП совместно с адвокатами.
Другое дело, отметил также вице-президент ФПА РФ, что региональные адвокатские палаты постепенно, но последовательно отчетностью оказались перегружены. Количество форм статистической отчетности незаметно перевалило за несколько десятков. Одно из таких последних новшеств – дифференцированная отчетность по вопросам цифровизации.
В отношении же форм отчетности по вопросам БЮП в адвокатуре, по словам Олега Баулина, не вызывает сомнений и возражений отчетность адвокатских палат перед уполномоченными органами юстиции (приказ № 43 от 23 марта 2023 г.). Поскольку органы юстиции осуществляют мониторинг в отношении БЮП, соответствующая отчетность направлена на реализацию законодательно установленной цели.
Отчетность же адвоката перед адвокатской палатой (приложение № 2 к приказу № 75) и адвокатской палаты – перед уполномоченным органом субъекта (приложение № 3 к приказу № 75), по мнению Олега Баулина, представляется избыточной. Дело в том, что отношения адвокатов и адвокатских палат с органами субъектов РФ довольно сложны и охватываются иной отчетностью, связанной с проверкой каждого факта оказания бесплатной юридической помощи. Палаты представляют органам субъекта РФ информацию о каждом обратившемся по поводу БЮП гражданине, с приложением документов, подтверждающих право на получение БЮП, и итоги ее оказания. В этой связи необходимость представления в те же органы еще и статистической отчетности, как отметил Олег Баулин, вызывает у исполнителей в адвокатских палатах определенные сомнения.