Как сообщает «АГ», 25 декабря Президент РФ Владимир Путин подписал закон, совершенствующий систему обязательного страхования вкладов в российских банках, которым в периметр системы страхования включены денежные средства, размещенные на банковских счетах адвокатов, нотариусов и иных физических лиц, открывших банковские вклады для осуществления профессиональной деятельности. Один из вице-президентов ФПА выразил надежду, что поправки позволят обеспечить значительный рост количества денежных средств, стимулирующих развитие российской экономики. Другой обратил внимание, что денежные суммы, находящиеся на счетах адвоката, работающего в адвокатском кабинете, по своему правовому значению не отличаются от денежных средств, находящихся на счетах коллегий адвокатов, адвокатских бюро.
Напомним, законопроект был внесен в Думу еще в июне 2021 г. Тогда предлагалось внести изменения в Закон о страховании вкладов в банках, включив в систему страхования денежные средства, размещенные на банковских счетах адвокатов, нотариусов и иных лиц, осуществляющих предусмотренную федеральным законом профессиональную деятельность. Также проект предусматривал распространение системы защиты страхования вкладов на предприятия среднего бизнеса, социально ориентированные НКО и профессиональные союзы, а также на юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление образовательной или медицинской деятельности.
В феврале 2023 г. депутаты Госдумы представили новую редакцию законопроекта. В обновленной редакции была предусмотрена выплата страхового возмещения по вкладам физлиц, включая названные выше категории граждан, без учета встречных требований к ним. Отказ от учета встречных требований при определении размера страхового возмещения по вкладам физических лиц, по мнению авторов поправок, позволит Агентству по страхованию вкладов осуществлять выплату страхового возмещения вкладчикам – физическим лицам в полном объеме, вне зависимости от наличия у них задолженности перед банком.
Также новая редакция проекта предполагала внесение изменений в законы о банках и о банкротстве, предусматривающих отмену действующего в настоящее время запрета на погашение требований вкладчиков – физических лиц, не являющихся ИП, адвокатами, нотариусами и иными лицами, осуществляющими предусмотренную федеральным законом профессиональную деятельность, по вкладам, подлежащим страховой защите в соответствии с Законом о страховании вкладов, путем зачета встречных требований, включая требования, срок которых не наступил, при назначении временной администрации и в ходе конкурсного производства.
К моменту принятия закона в него также были внесены изменения. Согласно поправкам с 5 января 2024 г. в программу государственной защиты будут включены счета средних предприятий, профсоюзных и социально ориентированных НКО, а также адвокатов, нотариусов и иных (именно!) физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность.
Страхованию в соответствии с подписанным законом подлежат вклады, размещенные юридическими лицами, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства, за исключением лиц, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями или лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке.
Предлагаемые в феврале изменения в Закон о банках и Закон о банкротстве об отмене действующего в настоящее время запрета на погашение требований определенной категории вкладчиков из финальной редакции закона исключены. Принятым законом ст. 189.96 («Расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства») Закона о банкротстве дополнена п. 4.1, согласно которому в ходе расчетов с кредиторами прежде всего считаются погашенными требования, связанные с удовлетворением основной суммы задолженности, затем – требования, связанные с удовлетворением требований о выплате причитающихся процентов.
Законом также предусмотрено, что в целях установления повышенной дополнительной ставки страховых взносов в отношении банка Банк России не позднее 20-го числа второго месяца следующего квартала направляет в АСВ в порядке, установленном нормативным актом Банка России, сведения о соответствии банка критериям уплаты повышенной дополнительной ставки.
Согласно поправкам при выплате возмещения по вкладам прежде всего считаются удовлетворенными требования вкладчика к банку, связанные с выплатой суммы вклада, затем – требования вкладчика к банку, связанные с выплатой процентов на сумму вклада, начисленных в связи с наступлением страхового случая.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Сергей Зубков подчеркнул, что страхование сбережений является важнейшим элементом выстраивания доверия граждан к банковской системе, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность эффективного развития экономики страны посредством кредитования за счет привлеченных денежных средств населения. Он отметил, что ранее существующие механизмы страхования распространялись исключительно на вклады граждан, исключая гарантии для лиц, осуществляющих индивидуальную трудовую или иную социально значимую деятельность, что очевидно несправедливо и недальновидно с точки зрения долгосрочной государственной политики в сфере экономики. «Надеемся, что распространение соответствующих гарантий на денежные средства адвокатов, нотариусов и иные социально ориентированные проекты позволит обеспечить значительный рост количества денежных средств, стимулирующих развитие российской экономики», – резюмировал Сергей Зубков.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Олег Баулин полагает, что относящиеся к адвокатам поправки в законодательство о банкротстве и о страховании вкладов – один из примеров несистемного регулирования, когда нормативное решение одного пусть и важного вопроса не увязывается в одну систему с иным отраслевым регулированием.
«Адвокатам, пожалуй, чаще других приходится сталкиваться с различными примерами несбалансированного регулирования: достаточно вспомнить регулирование вопросов налогообложения адвокатов. Особенности адвокатского статуса и организационно-правовых форм деятельности адвокатуры исключили возможность использования специальных налоговых режимов и применения правил налогообложения самозанятых граждан. Между тем для частного сектора так называемого юридического рынка проблемы не только не возникли, но даже не обозначались. В итоге адвокаты – субъекты, выполняющие серьезные и значимые публичные функции (это законодательная оценка, выраженная в ряде постановлений и определений Конституционного Суда РФ, а не мнение адвокатов), – прав на льготы не имеют, а частнопрактикующие юристы – напротив, в довольно широком спектре», – поделился мнением Олег Баулин.
В новой редакции Закона о страховании вкладов статус вкладчика и защиту на случай неплатежеспособности банковского учреждения получают адвокаты, открывшие счета и вклады для осуществления профессиональной деятельности. Олег Баулин положительно оценил то, что часть адвокатов получат дополнительную правовую защиту профессиональной деятельности. В то же время он обратил внимание, что денежные суммы, находящиеся на счетах адвоката, работающего индивидуально, в адвокатском кабинете, по своему правовому значению не отличаются от денежных сумм, находящихся на счетах коллегий адвокатов, адвокатских бюро, выполняющих функции налоговых агентов в отношении адвокатов, состоящих в них. «В основной массе это суммы вознаграждения за оказываемую юридическую помощь, объективно нуждающиеся и предполагающие одинаковую правовую защиту. Возможно ли установление в отношении них одинакового правового режима? Конечно, да, но только в случае системного сбалансированного подхода, несовместимого с рефлекторным реагированием на несколько всплывших проблем», – уверен вице-президент ФПА.
Олег Баулин считает, что правило о размере возмещения по вкладам (счетам), определенное новой редакцией ч. 7 ст. 11 Закона о страховании вкладов, установлено не только для адвокатов, является универсальным и полностью оправданно. По его словам, вопрос о правомерности зачета при рассмотрении дел о несостоятельности и его соотношении с определением сальдо встречных представлений довольно сложен. «Юристы-практики, работающие по делам о банкротстве, знают, насколько сложно отстаивать законность зачетных операций в делах о банкротстве с учетом правил о недопустимости предпочтения одним кредиторам перед другими. Тут же правомерность зачета была изначально определена законом. В связи с этим правило о возмещении по вкладам (счетам) в полном объеме, а не в размере разницы между обязательствами банка и встречными обязательствами вкладчика перед банком является обоснованным и ожидаемым, усиливает гарантии профессиональной деятельности, в том числе адвокатов», – пояснил Олег Баулин.
Он заключил, что в целом новое регулирование является оправданным, в чем-то ожидаемым и полезным. Что касается адвокатов – видимо, не всё сразу, добавил Олег Баулин.
Анжела Арстанова