Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Олег Баулин в комментарии «АГ» отметил, что разработанные Минюстом поправки в Закон об адвокатуре можно считать одним из наиболее проработанных законопроектов, в работе над которым ФПА РФ участвует более двух лет, с июля 2021 г. «Положения законопроекта после продолжительных обсуждений и учтенных предложений Федеральной палатой адвокатов согласованы. Адвокатура в целом готова к выполнению своих функций после внесения изменений в Закон об адвокатуре», – сказал вице-президент ФПА РФ.
Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности подготовила поправки к принятому в первом чтении законопроекту № 301952-8 о внесении комплексных изменений в Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре (документ есть у «АГ»). После первого чтения проект был согласован заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также доработан в Аппарате Правительства РФ по редакционным и юридико-техническим замечаниям.
Содержание поправок в законопроект
Как ранее писала «АГ», масштабные поправки в Закон об адвокатуре, представленные Минюстом России на общественное обсуждение 2 декабря 2021 г., были внесены Правительством РФ в Госдуму в феврале 2023 г., а в апреле – приняты в первом чтении. Как отмечал вице-президент Федеральной палаты адвокатов Олег Баулин, данный законопроект согласован с Советом ФПА РФ и является результатом длительной совместной работы Министерства юстиции РФ и Федеральной палаты адвокатов РФ.
Законопроектом повышаются требования к уровню образования претендентов на получение статуса адвоката. Так, претендовать на получение статуса адвоката смогут лица, имеющие высшее юридическое образование одновременно по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» и диплом бакалавра по направлениям подготовки «Юриспруденция» или «Обеспечение законности и правопорядка». Поправками в проект предлагается установить, что вышеуказанные требования к уровню образования не будут распространяться на лиц, получивших до вступления в законную силу соответствующих поправок высшее юридическое образование по образовательной программе независимо от квалификации «бакалавр» или «магистр» либо ученую степень по юридической специальности. Также поправками предусмотрено, что нововведения не будут распространяться на стажеров адвокатов, заключивших срочный трудовой договор с адвокатским образованием либо с адвокатом-«кабинетчиком», или прошедших соответствующую стажировку. Эти изменения, как уточняют разработчики, необходимы в целях исключения ограничения права лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду, предусмотренного Конституцией.
Первоначальной редакцией проекта предусматривалось, что удостоверение адвоката может содержать электронный носитель информации. Поправками же предлагается исключить данное положение, поскольку в настоящее время Законом об адвокатуре уже предусмотрено, что форма удостоверения адвоката, а также порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом юстиции. Уточняется, что в случае необходимости положение об электронном носителе информации в удостоверении адвоката может быть включено в соответствующий приказ Минюста России.
Законопроектом предусмотрено дополнение п. 1 ст. 7 Закона подп. 7, устанавливающим обязанность адвоката в случае приостановления статуса в течение трех рабочих дней сдать удостоверение адвоката в территориальный орган юстиции либо в совет адвокатской палаты, членом которой он является, для последующей передачи в территориальный орган юстиции. Поправками в проект вносится уточнение, что указанные три дня начинают исчисляться со дня получения адвокатом уведомления в письменной форме о приостановлении статуса адвоката.
Согласно действующему п. 2 ст. 17 Закона об адвокатуре установление недостоверных сведений, представленных в квалификационную комиссию в соответствии с требованиями п. 2 ст. 10 названного Закона, может служить основанием для прекращения статуса адвоката советом региональной адвокатской палаты на основании заключения квалификационной комиссии. Обновленным проектом поправок предлагается исключить этап рассмотрения квалификационной комиссией дисциплинарного производства в случае фактов установления недостоверности сведений, представленных претендентом на приобретение статуса адвоката.
Авторы поправок поясняют, что, согласно поступающей в Минюст России информации, есть случаи, когда адвокаты РФ выехали на продолжительное время либо уехали на постоянное место жительства в иностранные юрисдикции, в том числе в недружественные РФ государства, и продолжают свою деятельность, в том числе направленную на подрыв доверия к институту адвокатуры.
В связи с этим новой версией проекта предлагается п. 2 ст. 17 Закона дополнить подп. 7, предусматривающим, что статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты при наличии заключения квалификационной комиссии в случае выявления факта выезда адвоката на постоянное место жительства либо на срок более одного года за пределы РФ. Исключения будут составлять выезд для лечения или обучения либо сопровождения членов семьи, направленных для исполнения трудовых или иных функций органами государственной власти или российскими организациями, и выезд по иным уважительным причинам.
Как следует из документов Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности, в ходе согласительного совещания в Аппарате Правительства РФ представителями ФПА РФ было высказано опасение, что предлагаемая проектом поправок норма, в соответствии с которой статус адвоката в установленном порядке могут приобрести только граждане РФ, если иное не предусмотрено международным договором, в условиях введенных в отношении РФ санкций, которыми предусматривается, в частности, запрет на оказание российским компаниям юридических услуг, может привести к снижению уровня правовой защиты таких компаний в иностранных юрисдикциях. Это связано с тем, что в результате санкционного запрета на предоставление юридических услуг зачастую единственной возможностью обеспечить представительство (в том числе судебную защиту) российских компаний на территории государств, присоединившихся к указанным санкциям, является передача таких полномочий российским адвокатам, квалифицированным по праву указанных государств. По указанному вопросу Минюстом запрашивалась позиция МИД России, которым поддержаны высказанные ФПА предложения. В связи с этим из законопроекта были исключены соответствующие проектируемые нормы.
В Законе об адвокатуре закрепляется статус КИС АР как автоматизированной информационной системы, предназначенной для комплексной автоматизации деятельности Федеральной палаты адвокатов, региональных адвокатских палат, адвокатских образований и адвокатов.
Уточненной редакцией законопроект конкретизирован в части закрепления положений, касающихся идентификации и аутентификации пользователей – физических и юридических лиц в КИС АР. В доработанной версии проекта поправок указано, что Совет ФПА вправе утвердить порядок и случаи предоставления доступа к содержащимся в КИС АР сведениям посредством федеральной государственной информационной системы при условии согласования с Минцифры России.
Также поправками предусмотрено, что оператору и пользователям КИС АР запрещается каким-либо образом дополнять и изменять сведения, предоставленные в КИС АР дознавателями или следователями органов ФСБ в процессе подачи уведомления о назначении защитников в уголовном судопроизводстве, а также размещать в КИС АР иные сведения в отношении уголовных дел, производство по которым осуществляется органами ФСБ. Отмечается, что сведения предоставляются в КИС АР на бумажном носителе или в электронной форме, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия информационных систем органов и организаций, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Эксперты прокомментировали обновленный законопроект
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Олег Баулин в комментарии «АГ» отметил, что разработанные Минюстом поправки в Закон об адвокатуре можно считать одним из наиболее проработанных законопроектов, в работе над которым ФПА РФ участвует более двух лет, с июля 2021 г.
Он указал, что проект конкретизирует и расширяет полномочия федерального органа юстиции в отношении адвокатуры, уточняет правила деятельности органов адвокатского сообщества. Одним из ключевых положений законопроекта являются правила о ведении Единого государственного реестра адвокатов: «Отражение сведений об адвокате в федеральном реестре подчеркивает публичный характер деятельности адвоката по оказанию юридической помощи, общегосударственное значение его статуса. Однако определенные действия организационного характера Минюсту и ФПА предстоит совершить. Ранее именно региональные реестры адвокатов были основанием для определения членства адвоката в палате субъекта РФ, в случае же принятия поправок правила определения членства в палате необходимо будет корректировать».
Олег Баулин также заметил, что ряд значимых корпоративных актов адвокатского сообщества, согласно проекту, станет объектом контроля Министерства юстиции. В частности, предлагается утверждение Минюстом Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также согласование с Минюстом Порядка изменения адвокатом членства в адвокатской палате. С учетом сложившихся у федерального органа юстиции и ФПА РФ подходов и единого понимания условий приобретения статуса адвоката и изменения членства названные согласительные процедуры вряд ли приведут к спорам и коллизиям в их отношениях и взаимодействии, считает он.
Вице-президент ФПА подчеркнул, что основание прекращения статуса адвоката в связи с его выездом за пределы РФ не является безусловным. «В процедурном отношении вопрос последовательно рассматривается квалификационной комиссией и на основании ее заключения – советом региональной палаты. Органы адвокатского самоуправления обязаны принимать во внимание наличие уважительных причин оставления РФ, исключающих прекращение статуса адвоката. В законопроекте в качестве таких причин названы лечение, обучение либо сопровождение членов семьи для исполнения трудовых или иных обязанностей. Возможны и иные уважительные причины. Кроме того, выезд за пределы страны для исполнения профессиональных обязанностей на территории другого государства основанием для прекращения статуса адвоката не является», – разъяснил Олег Баулин.
По его мнению, заметное влияние на профессиональную деятельность адвокатов окажут положения законопроекта о выдаче ордеров непосредственно адвокатскими палатами, уточнение и изменение порядка направления адвокатских запросов, а также процедур приостановления и прекращения статуса адвоката, привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности. Олег Баулин подчеркнул, что законопроект ограничивает действие адвокатского удостоверения 15 годами, конкретизирует правила его оформления, замены и сдачи. «Положения законопроекта после продолжительных обсуждений и учтенных предложений Федеральной палатой адвокатов согласованы. Адвокатура в целом готова к выполнению своих функций после внесения изменений в Закон об адвокатуре», – подытожил вице-президент ФПА.
Анжела Арстанова