Как сообщает «АГ», 17 ноября Минюст направил президенту ФПА Юрию Пилипенко письмо, в котором указано, что в ведомстве и его территориальных органах, иных органах государственной власти участились случаи поступления адвокатских запросов, содержащих вопросы правового или неправового характера, а также истребования адвокатами толкований правовых норм. Ведомство попросило повторно разъяснить адвокатам необходимость соблюдения установленных требований законодательства и решений ФПА к содержанию и целям использования адвокатского запроса. Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко обратил внимание, что Совет ФПА РФ уже не раз призывал к аккуратности в использовании этого инструмента, однако «успех пока не достигнут». «Позиция на сегодня такова: только дисциплинарные дела в отношении нерадивых коллег смогут, возможно, определить твердость в следовании нашим корпоративным принципам и правилам», – заключил он.
Минюст обратил внимание, что в соответствии с решениями Совета ФПА от 24 сентября 2019 г. и 8 июля 2021 г. полномочие на использование адвокатского запроса предоставлено лицам, имеющим статус адвоката, исключительно с целью получения информации, носящей строго доказательственный характер, – т.е. сбора уже имеющихся у адресата адвокатского запроса конкретно определенных сведений, совокупность которых позволит обосновать позицию в интересах доверителя, по вопросам, входящим в компетенцию адресата. Использование адвокатского запроса не в связи с оказанием квалифицированной юридической помощи конкретному доверителю или в не предусмотренных законом целях (не для сбора доказательств) недопустимо, указало ведомство.
Минюст заметил, что решениями Совета ФПА установлена необходимость оформлять и направлять адвокатские запросы только в рамках оказания квалифицированной юридической помощи конкретному доверителю и только для истребования необходимых для доказывания позиции в интересах доверителя конкретно определяемых документов и фактических сведений, предоставление которых находится в пределах компетенции адресатов запросов. «Вместе с тем систематически возникают случаи направления адвокатами адвокатских запросов для получения мнений адресатов запросов по вопросам правового или неправового характера, а также истребования адвокатами толкований правовых норм, что не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации и решениям ФПА России, подрывает доверие к адвокатуре как к публичному институту гражданского общества, способному добросовестно пользоваться предоставленными правомочиями», – указывается в письме.
В целях реализации требований п. 7 ст. 35 Закона об адвокатуре и обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи ведомство попросило обратить внимание на сложившуюся ситуацию и повторно разъяснить адвокатам необходимость соблюдения ими установленных требований законодательства и решений ФПА к содержанию и целям использования адвокатского запроса.
В комментарии «АГ» Юрий Пилипенко отметил, что адвокатское сообщество долго боролось за восстановление института адвокатского запроса – это была многолетняя эпопея. «Она увенчалась определенным, но зримым успехом, и печально, что некоторые из нас, злоупотребляя предоставленными возможностями, буквально подрывают доверие к нам, к нашей корпорации неадекватностью и недобросовестностью своих, с позволения сказать, запросов. Примеры приводить не стану, но поверьте, среди них есть ужасающие и своей безграмотностью, и своей неадекватностью», – рассказал он.
Юрий Пилипенко обратил внимание, что Совет ФПА уже не раз призывал к аккуратности в использовании этого инструмента, однако «успех пока не достигнут». «Позиция на сегодня такова: только дисциплинарные дела в отношении нерадивых коллег смогут, возможно, определить твердость в следовании нашим корпоративным принципам и правилам», – заключил он.
Подробная информация на «АГ».
Марина Нагорная