Совет Федеральной палаты адвокатов РФ утвердил заключения Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам (далее – КЭС, Комиссия) по четырем жалобам на решения советов региональных адвокатских палат о прекращении статуса адвоката. В одном случае Совет согласился с выводом Комиссии о наличии оснований для изменения решения и применении иной меры дисциплинарной ответственности. Советники ФПА РФ Нвер Гаспарян и Дмитрий Тараборин избраны заместителями председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов. Создана рабочая группа по подготовке изменений в Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена у лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката (для устного собеседования).
В зале заседаний Совета ФПА РФ находились президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, исполнительный директор ФПА РФ, секретарь Совета ФПА РФ Оксана Сергеева, вице-президент ФПА РФ Владислав Гриб. Другие члены Совета участвовали в заседании по видео-конференц-связи.
* * *
Совет ФПА РФ рассмотрел заключения Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам по четырем жалобам на решения советов региональных адвокатских палат о прекращении статуса адвоката. Заключения представили заместители председателя КЭС Александр Орлов и Василий Раудин. В трех случаях Комиссия пришла к заключению об отсутствии оснований для отмены решения Совета региональной палаты.
В первом случае адвокат ненадлежащим образом исполняла свои профессиональные обязанности – в частности, не явилась в пять судебных заседаний, в итоге решение по делу было вынесено в отсутствие доверителя и адвоката.
Решением по второму делу статус адвоката прекращен за разглашение сведений по уголовному делу (передала их для написания статьи в СМИ). Публикация статьи и последующее распространение ее содержания в сети «Интернет» привели к негативным последствиям для потерпевшего.
В третьем случае адвокат оказывала юридическую помощь доверителям по системе сложной контрактации (доверитель заключал договор с хозяйственным обществом или ИП, которые впоследствии заключали рамочный договор с адвокатом, а затем «подключали» к этому договору других доверителей. Доверенность от доверителя выдавалась непосредственно адвокату). Второй дисциплинарный проступок заключался в том, что адвокат выступала в уголовном процессе без ордера (только на основании доверенности). При этом адвокат представляла в процессе потерпевшего. По итогам рассмотрения жалобы КЭС приняла решение о необходимости исключить из решения совета региональной палаты о прекращении статуса адвоката состав второго проступка.
Все рассмотренные заключения КЭС утверждены Советом ФПА РФ.
По четвертому делу КЭС пришла к заключению о наличии оснований для изменения решения о прекращении статуса адвоката в части применения иной меры дисциплинарной ответственности, поскольку дисциплинарный проступок (участие в следственном действии в нарушение правил участия в делах по назначению) носил единичный характер, был совершен адвокатом менее чем через месяц после получения статуса адвоката и в отсутствие у него практического опыта осуществления адвокатской деятельности.
Совет ФПА РФ согласился с выводами Комиссии и счел необходимым применить к адвокату меру дисциплинарной ответственности в виде предупреждения.
* * *
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко предложил избрать на должности заместителей председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов советников ФПА РФ Нвера Гаспаряна и Дмитрия Тараборина. Эти кандидатуры были поддержаны Советом ФПА РФ.
* * *
Создана рабочая группа по подготовке изменений в Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена у лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката (для устного собеседования), в составе первого вице-президента ФПА РФ Михаила Толчеева, вице-президентов ФПА РФ Светланы Володиной и Олега Баулина.
Анна Стороженко