Из обращения адвоката усматривается, что в адвокатской комнате Верховного суда Республики Дагестан (1-й этаж) на протяжении длительного времени установлена камера видеонаблюдения с функцией аудио и видео фиксации, о чем на входной двери вывешено соответствующее объявление.
В письме, адресованном руководству Верховного суда, адвокатская палата ссылается на грубое нарушение статьи 48 Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на получение квалифицированной юридической помощи, и положений Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (далее – Закон) об адвокатской тайне.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
В адвокатской комнате Верховного суда РД адвокаты осуществляют ознакомление с материалами судебных дел, подготовку процессуальных документов, а также консультирование и переговоры со своими доверителями по существу рассматриваемых судебных дел, в том числе согласовывают позицию по делу перед судебными заседаниями.
Между тем, аудио и видео фиксация дает сотрудникам Верховного суда РД доступ к сведениям, получаемым адвокатом от своего доверителя в ходе таких бесед, либо ознакомления с материалами судебных дел, составляющим адвокатскую тайну, что в свою очередь, является грубым нарушением статьи 8 Закона.
Более того, аудио и видео фиксация в адвокатской комнате не позволяют адвокатам соблюдать требования Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года, в частности пункта 1 статьи 6, гласящей «Доверия к адвокату не может быть без уверенности в сохранении профессиональной тайны. Профессиональная тайна адвоката (адвокатская тайна) обеспечивает иммунитет доверителя, предоставленный последнему Конституцией Российской Федерации», а также пункта 2 статьи 6 «Соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности адвоката. Срок хранения тайны не ограничен во времени».
При этом, визуально в комнате прокуроров отсутствуют какие-либо записывающие устройства, что расценивается Адвокатской палатой Республики Дагестан как явное неуважение к адвокатскому сообществу, его корпоративным интересам и грубое нарушение профессиональных прав адвокатов и законным интересов их доверителей.
На просьбу адвокатской палаты разобраться в сложившейся ситуации и принять меры по устранению нарушений профессиональных прав адвокатов и законных интересов их доверителей 25 марта 2022 года получен ответ Верховного суда Республики Дагестан о том, что комната для адвокатов, оборудованная в здании Верховного суда Республики Дагестан, предназначена главным образом для предоставления независимым профессиональным советникам по правовым вопросам возможности ознакомления с делами (материалами), находящимися на рассмотрении в ВС РД.
В связи с этим и с целью обеспечения сохранности содержимого судебных дел и материалов в комнате установлена видеокамера.
При этом в письме Верховный суд ссылается на то, что конфиденциальное общение адвоката с доверителем, который находится под стражей и участвует в судебном заседании ВС РД с использованием систем видеоконференц-связи, происходит непосредственно в зале судебного заседания в отсутствие посторонних лиц.
Также Верховный суд сообщает в письме о том, что именно с целью создания возможности конфиденциального общения адвоката с доверителем установлена отдельная телефонная линия и приобретен радиотелефон, который предоставляется адвокатам по их требованию.
В случае же необходимости такого общения с доверителем, не находящимся в условиях изоляции, это может быть сделано как в ином помещении ВС РД, так и за пределами суда.
При этом отсутствие записывающих устройств в комнате для прокуроров Верховный суд объясняет тем, что при участии в судебных заседаниях представитель обвинения обязан находиться в форменном обмундировании. По этой причине в комнате для прокуроров, среди которых есть и представители женского пола, имеется возможность переодеться.