qr code
 
Подготовлены Федеральной службой по финансовому мониторингу совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации

Методические рекомендации по выявлению адвокатами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, сделок или финансовых операций клиента, которые могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма

В соответствии с пунктом 2 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции (далее - операции) клиента могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ), адвокаты и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг (далее - адвокаты и лица, оказывающие юридические услуги), обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг.

В целях выявления указанных операций и принятия решения о направлении сведений о них в Росфинмониторинг адвокаты и лица, оказывающие юридические услуги, оценивают степень (уровень) риска клиента на основе информации, полученной в результате реализации программы изучения клиента, а также признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ.

Решение о присвоении клиенту степени (уровня) риска, а также о признании операции клиента подозрительной, принимается адвокатами и лицами, оказывающими юридические услуги, основываясь на профессиональном суждении, в том числе, учитывая специфику деятельности клиента, его отраслевую принадлежность, специфику сектора экономики и т.д.

Адвокатам и лицам, оказывающим юридические услуги, для организации указанной работы необходимо обеспечить должную реализацию следующих программ, разрабатываемых в составе правил внутреннего контроля:

  • идентификации клиентов (представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов);
  • изучения клиентов;
  • оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях ОД/ФТ.

При разработке программы оценки степени (уровня) риска адвокатам и лица, оказывающим юридические услуги, рекомендуется руководствоваться положениями Методических рекомендации по проведению оценки рисков ОД/ФТ[i], в том числе формируя состав программы на основании раздела II Методических рекомендаций.

Оценка рисков ОД/ФТ осуществляется адвокатами и лицами, оказывающими юридические услуги, как до приема на обслуживание клиента, так и в ходе обслуживания клиента, руководствуясь разделами III и IV Методических рекомендаций, включая критерии и состав информации для оценки риска, содержащиеся в названных разделах.

Оценка риска должна осуществляться как при оказании услуг на разовой основе, так и при принятии клиента на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

В качестве источников информации, позволяющих получить подтверждающие и дополнительные сведения о клиенте, рекомендуется анализировать информацию, размещенную на официальных сайтах Федеральной налоговой службы «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» и Федеральной службы судебных приставов «Сервисы» (о наличии исполнительных производств), а также российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, таких, как, например, информационное агентство ЗАО «Интерфакс» (система СПАРК, «Центр раскрытия корпоративной информации»), акционерное общество «Финмаркет» («Х-Compliance»), ООО «Интерфакс - Ди энд Би» (система DBAI, GRS, отчеты «Знай своего клиента»), ЗАО «СКРИН», Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.

С учетом результатов Национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов (НОР ОД) адвокатам и лицами, оказывающими юридические услуги, в целях выявления подозрительных операций необходимо уделять особое внимание:

1. Сделкам с недвижимым имуществом.

В недвижимость могут инвестироваться денежные средства, полученные в результате коррупционных правонарушений, преступлений в бюджетной сфере, в сфере незаконного оборота наркотиков и других правонарушений, а также иных категорий предикатных преступлений.

При анализе сделок с недвижимым имуществом рекомендуется учитывать:

а) Поведенческие характеристика клиента (участников сделки):

  • проявление клиентом чрезмерной скрытности и (или) неопределенности ответов, например, на вопросы о принадлежности клиента к категории публичных должностных лиц (ПДЛ), о его бенефициарных владельцах, об источниках получения/происхождения денежных средств, об обстоятельствах, повлиявших на выбор способа совершения сделки, и другие;
  • проявление клиентом заинтересованности (неоднократно задает вопросы) относительно исполнения адвокатом и лицом, оказывающим юридические услуги, обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, прежде всего по идентификации, фиксированию и хранению информации, по процедуре информирования Росфинмониторинга об операциях (сделках);
  • запрос клиента об упрощении и (или) ускорении процедуры заключения сделки (без предоставления объяснений о причинах);
  • необъяснимые изменения распоряжений (особенно на последнем этапе заключения сделки);
  • попытки клиента скрыть личность истинного участника сделки (собственника), лица, реально руководящего проведением сделки, не являющегося официальной стороной сделки (или представителем одной из сторон сделки);
  • настойчивое требование клиента или одной из сторон сделки на проведении расчетов наличными денежными средствами.

б) Особенности расчетов по сделке:

  • задействование в сделке несоразмерно крупных сумм наличных денежных средств, в особенности, если суммы явно не соответствуют социально-экономическому положению сторон сделки - физических лиц;
  • фактическое финансирование сделки третьим лицом, в том числе юридическим лицом за физическое лицо, нерезидентом, а также с использованием денежных средств, поступивших из-за рубежа;
  • необоснованное откладывание выбора способа платежа до предельного срока заключения сделки;
  • необоснованное изменение предварительно согласованного порядка платежа;
  • установлен короткий срок погашения/возврата денежных средств;
  • использование ценных бумаг (векселя) в расчетах при совершении сделки;
  • приобретение элитной недвижимости лицом, проживающим в другом регионе Российской Федерации или нерезидентом (в случае осуществления расчетов с использованием наличных денежных средств).

в) Особенности условий сделки:

  • наличие существенных расхождений между заявленной и рыночной стоимостью объекта недвижимости;
  • ранее были осуществлены последовательные продажи объекта недвижимости (проведение в короткие сроки серии сделок с последовательным увеличением/уменьшением стоимости);
  • аффилированность участников сделки (например, родственная, служебная, предпринимательская) вызывает сомнения относительно истинного характера или причины сделки;
  • неоднократное участие одних и тех же участников в сделках в течение короткого промежутка времени;
  • участие в сделке лиц нетипичной для данного вида сделок возрастной и (или) социальной группы;
  • фактический обмен объектами недвижимости между сторонами сделок при наличии существенных расхождений их рыночной стоимости (без возникновения дополнительных обязательств финансового характера).

2. Операциям (сделкам), имеющим признаки мнимых и притворных сделок.

3. Операциям (сделкам) с использованием виртуальных активов.

4. Заключению договоров займа между юридическим лицом и физическим лицом, предусматривающего предоставление займа на значительную сумму наличными денежными средствами.

5. Операциям (сделкам), в случае наличия связи между участниками (операции) сделки (например, родственная, служебная, предпринимательская и т.д.), которые вызывает сомнения относительно цели совершения или причины сделки.

6. Операциям (сделкам), квалифицируемым как безосновательное обогащение.

7. Операциям (сделкам), не характерным для осуществляемого клиентом вида деятельности.

Адвокаты и лица, оказывающие юридические услуги, в том числе в целях выявления операционных рисков клиента, а также для целей выявления необычных операций (сделок) и отнесения их к подозрительным операциям (сделкам) учитывают критерии и признаки, указывающие на необычный характер сделки, установленные приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.

 

[i] Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями»

Адвокатам

Учеба адвокатов, стажеров, помощников. Участие в бесплатной юридической помощи..


Перейти »

Претендентам

Памятка претенденту. Предоставляемые документы. Перечень вопросов..


Перейти »

Гражданам

Бесплатная юридическая помощь. Порядок обжалования действия (бездействия) адвокатов..


Перейти »